Райский остров

Райский остров

Translate

пятница, 4 марта 2011 г.

Почему банкротятся туроператоры, или Кто следующий на выход?


Продолжающиеся волнения среди туристов и игроков туристического рынка, связанные с проблемами туроператора "Капитал тур" все чаще приводят к вопросам - особенно со стороны туристов - "Как же обезопасить себя от ситуации, когда честно оплаченное путешествие срывается из-за проблем у туроператора?" И главное, почему вполне успешный крупный игрок на рынке вдруг сталкивается со столь значительными финансовыми трудностями и вынужден отказываться от выполнения своих обязательств перед туристами? Может ли это повториться завтра с другим туроператором?

По большому счету правдивые ответы на эти вопросы вряд ли могут утешить потенциальных туристов. Дело в том, что прошедший год назад экономический кризис, который, в общем-то, уже все успели подзабыть и похоронить в анналах истории, только сейчас всерьез добрался до туристической отрасли.

Казалось бы, поток туристов в 2010 году существенно вырос по сравнению с предыдущим годом, и причин для финансовых проблем у туроператоров не должно быть. Однако если внимательно взглянуть на то, как устроен бизнес у классического российского туроператора, то можно понять, каким образом можно обанкротить компанию на растущем рынке и предположить, как именно будет лихорадить туристическую отрасль в России в ближайшее время.

Начать можно с того, что, по сути, у обыкновенного российского туроператора практически нет никаких активов, кроме своего честного имени. Получая деньги от туристов задолго до оказания услуги, туроператор имеет соблазн, который многие не могут преодолеть - вообще не иметь собственных средств, а вкладывать только те деньги, что получены от туристов в оплату будущего тура. Если вдруг в один прекрасный момент компания получает не прибыль, а убытки (а в 2009 году через это прошли почти все туроператоры), то покрыть их нечем, кроме как банковским кредитом. На возврат кредита тратятся все те же деньги туристов, которые должны были пойти на оплату тура, а туры оплачиваются уже из нового кредита.

Таким образом, туроператор все больше погружается в долговую яму. Если в один прекрасный момент компания допускает ошибку в планировании или не успевает взять новый кредит, чтобы расплатиться с отелями и иностранными партнерами (а банки весьма неохотно кредитуют туркомпании, так как прекрасно понимают, что, в случае проблем, взять с такой компании нечего – активов то нет никаких), то возникает ситуация с выселением туристов из отелей, о которой дружно пишут все ведущие СМИ и туроператор теряет то единственное, что он имеет – свое доброе имя и репутацию. С этого момента, шансов выбраться из долгов у компании уже нет. В этом смысле работа туроператора похожа на работу сапера – единственная ошибка, пусть даже минимальная, может грозить моментальным банкротством.

Может ли туроператор не допускать таких фатальных ошибок?

Теоретически, конечно может, но практически, в ближайшие два-три года это будет очень и очень непросто. Туристический рынок России пребывал на протяжении нескольких лет в некоторой стагнации – не испытывая радикальных изменений, а просто равномерно наращивая объемы. Из-за этого многие российские туристические компании разучились быстро и оперативно реагировать на резкие изменения рынка, а в ближайшие два-три года рынок туризма в России ждет несколько революционных изменений.

Во-первых, все возрастающее влияние Интернета на продажи на туристическом рынке приведет к очень радикальным изменениям. С точки зрения интернет-продаж российский рынок отстает от западного на несколько лет. Практически ни один из российских туроператоров не умеет продавать туры через Интернет конкретным физическим лицам, в то время как уже очень большая масса туристов хочет иметь возможность заказать и оплатить тур, не отрываясь от монитора компьютера. Эта пустая ниша на рынке, когда предложение не может удовлетворить спрос, приводит к тому, что на российский рынок приходят агрессивные западные игроки с успешными западными моделями интернет-продаж в области туризма, и ничего хорошего российским игрокам с технологиями продаж прошлого века это не сулит.

Один из крупнейших европейских туроператоров TUI уже активно развивает интернет-продажи в России, купив двух российских туроператоров и планирующий приобрести как минимум еще одного. Второй иностранный игрок - Thomas Cook на днях объявил о выходе на российский рынок путем приобретения "Интуриста".

В итоге российским туроператорам в ближайшие годы придется, как минимум, существенно потесниться, потеряв туристов, а, соответственно, и объемы продаж. А как уже отмечалось ранее, любые ошибки в прогнозировании спроса для туроператора могут иметь фатальные последствия.

Во-вторых, все больше растет объем индивидуальных путешествий, когда турист сам заказывает себе билеты, отель и страховку и отправляется в поездку, вообще не обращаясь к туроператору. Не последнюю роль в этом играет и развитие интернет продаж в этой отрасли (сейчас полностью скомпоновать себе тур из отдельных составляющих олнайн можно буквально за 5 минут), а также существующее среди туристов убеждение, что индивидуальная поездка всегда дешевле готового тура (в чем, опять-таки, виноваты неуемные аппетиты некоторых туроператоров).

Всего полгода назад, во время выступления одного из руководителей "Капитал тура" на конференции, посвященной интернет продажам в области туризма, ему был задан вопрос – не опасаются ли они влияния этих двух факторов: иностранных игроков и ухода туристов от туроператора в сторону индивидуальных путешествий. Он уверенно отвечал, что никаких угроз своему бизнесу с этой стороны они не видят, дескать, на растущем посткризисном рынке место есть для всех. Как выяснилось, уже не для всех.

Небольшим турфирмам, не попавшим под крыло франшизы того или иного туроператора, в ближайшие годы будет еще труднее. Спохватившись, туроператоры будут пытаться догнать уходящий локомотив интернет-продаж и, рано или поздно, введут у себя на сайте прямые онлайн-продажи туров для всех желающих. У туристов тут же пропадет стимул для обращения в небольшие туристические компании рядом с домом, когда можно без посредников купить тур у самого туроператора, не отрываясь от клавиатуры. Это приведет к закрытию многих привычных офисов туристических компаний, и, одновременно, к открытию "туристических интернет магазинов" - не обладающих офисами вообще. Новое поколение туристических интернет-агентств вполне может выжить за счет предоставления клиенту более широкого спектра услуг, чем предоставляет один конкретный туроператор. Так же, как в недавнем прошлом интернет-магазины выдавили с рынка небольшие книжные магазины и подвальные магазины компьютерной и бытовой техники, будущие туристические онлайн-агентства постепенно вытеснят обычные туристические офисы.

В целом можно констатировать, что в ближайшие год-два туристический рынок ожидает немало потрясений и, возможно, нас ждет разорение еще нескольких известных игроков, хотя можно надеяться, что руководители российских туроператоров извлекут таки урок из того, что произошло с Капитал туром. Предугадать, кто именно может отказаться от выполнения обязательств по оплаченным уже турам – невозможно, но, вероятно, туристам могут помочь следующие советы:

Во-первых, страхуйте поездку полностью, чтобы в случае проблем у туроператора вы, как минимум, смогли вернуть себе деньги. Испорченного отпуска это не восполнит, но хоть деньги не будут потеряны.

Во-вторых, покупать "горящие туры", с вылетом в ближайшие дни, как ни странно, с точки зрения возможного банкротства туроператора – безопаснее, так как вероятность того, что финансовые проблемы у компании возникнут в ближайшую неделю, меньше, чем в случае, когда вы оплатили тур за полгода до вылета.

В-третьих, в случае если вы бронируете отель, авиабилеты и страховку самостоятельно, вы застрахованы от банкротства каких-либо посредников, хотя будете вынуждены самостоятельно получать визу для тех стран, где она необходима.

Путешествия@Mail.Ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий